Внедорожно-туристический клуб


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Выбор внедорожных шин: AT или MT?

Участников: 5

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Hunter

Hunter
Хранитель традиций
Хранитель традиций

Выбор внедорожных шин: AT или MT? Часть1.

Забавно, но факт: для того, чтобы иметь возможность пользоваться только что купленным в автосалоне внедорожником по прямому назначению (т.е. выезжать на бездорожье), ему первым делом нужно сменить шины. В самом деле, продаваемые в автосалонах автомобилях “обуты” в резину, пригодную большей частью для езды по асфальту, да и то в теплое время года. Иногда продавцы предлагают шины по сезону для того, чтобы сделать покупку более привлекательной, но чаще всего это касается зимних шин зимой (да и то, ближе к Рождеству и Новому году, когда начинается распродажная гонка). В остальное же время вам продадут авто с “универсальными” покрышками, универсальность которых заключается в том, что они одинаково посредственно работают на любом покрытии. Меньше всего везет покупателям бюджетных комплектаций – такие автомобили часто оснащают еще и колесами меньших размеров, которые, помимо посредственных дорожных качеств, еще и выглядят весьма несуразно.

Если вы берете автомобиль, бывший в употреблении, то в качестве приданного от предыдущего владельца вам могут достаться “правильные” колеса, еще не до конца “изъезженные”. Но чаще всего дело обстоит так, что следом за покупкой автомобиля приходится обзаводиться еще и комплектом новой “обувки”. И вот здесь стает вопрос – а что выбрать-то?

Для понимания летние шины условно можно разделить на четыре основных класса:

шоссейные (дорожные)
универсальные или AT (сокращение от “All-Terrain”, дословно “любая местность”)
грязевые или MT (сокращение от “Mud Terrain”, дословно “местность, покрытая грязью”)
экстремальные, т.е. шины для экстремального бездорожья
Есть и промежуточные варианты типа “extreme AT”, но это скорее маркетинговые уловки, нежели серьезные продукты. Зимние же колеса условно можно разбить на два типа:

I+S (ice & snow, лед и снег) – для передвижения по дорогам общего пользования
M+S (mud & snow, грязь и снег) – имеют более развитый протектор и могут успешно применяться за пределами дорог с твердым покрытием в условиях средней тяжести. Такие шины очень похожи на шины класса AT, но отличаются составом резиновой смеси (большая мягкость, хорошее сцепление на льду) и специфическим “зимним” рисунком протектора.
Зимние шины могут быть как шипованными, так и нешипованными, а летние шины класса MT могут иметь штатные отверстия, предназначенные для установки шипов – тем самым производители как бы намекают на допустимость использования таких шин в зимнее время, но лично я не рекомендую попадаться на эту удочку, потому что все мы знаем, что универсальных решений не бывает. МТ-шины могут успешно использоваться зимой в условиях тяжелого бездорожья, где проблематично развить высокие скорости, но вот ездить на них по асфальту в холодное время года я бы не рекомендовал – это то еще удовольствие. Летние AT-шины также могут иметь маркировку “M+S”, намекающую на возможность применения их зимой, однако я бы советовал не принимать такой намек всерьез.

Шины класса AT манят своей “универсальностью”, относительно невысокой ценой и рекомендациями производителей, гласящими, что такие шины рекомендуются для машин, проводящих вне асфальта до 20% времени. Производитель только умалчивает о том, что время, проведенное вне дорог и тяжесть дорожных условий – две большие разницы. Впрочем, на неподходящих шинах можно большую часть внедорожных вылазок проводить в попытках вызволить машину, и тогда конечно, тяжесть дорожных условий напрямую влияет на время, проведенное “в пампасах”.
Шины класса AT
Выбор внедорожных шин: AT или MT? Bf_goodrich_all_terrain_large1

Выбор внедорожных шин: AT или MT? Baja_atz1
Вот типичный представитель AT-класса и одновременно, пожалуй, самая популярная из AT-шин в России – BF Goodrich AT, он же BFG AT. Обратите внимание не его протектор. С одной стороны он достаточно глубок агрессивен (если сравнивать с шоссейными шинами), есть даже намек на грунтозацепы в плечевой зоне, но в то же время, расстояние между элементами рисунка весьма небольшое – классика “универсальной” покрышки. Эти шины заслужили массовое признание за счет своей относительно невысокой цены, хорошей устойчивости к истиранию, большого количества доступных размеров и довольно красивому внешнему виду. Собственно, очень часто ее и приобретают именно из-за внешнего вида: после невзрачных стоковых “таблеток” обутый в BFG AT внедорожник выглядит слегка возмужавшим, особенно если поставить шины пошире.

У BF Goodrich AT масса конкурентов-одноклассников как среди бюджетных, так и среди брендовых покрышек. Yokohama, Good Year, Dunlop, Fulda, ProComp, Mickey Thompson итд, итп – все они имеют в своей линейке АТ-покрышки. Мы не ставим своей целью сравнивать их, но попробуем описать наиболее общие черты подобных шин.

Соблазн купить АТ-шины очень велик, тем более, что они красиво выглядят, а производитель на своем сайте часто пишет, что такая резина допускает зимнюю эксплуатацию. Однако, не стоит обольщаться и слепо доверять рекламе. Все-таки, зима в Европе или Калифорнии и российская зима – две большие разницы.

Например, я проездил на BF Goodrich AT два года подряд, втч и зимой. Машина эксплуатировалась в Московской области. Первая зима выдалась практически бесснежной и скорее даже слякотной – это было похоже на затянувшийся ноябрь, и я все откладывал покупку зимних шин на потом. Поскольку асфальт в тот год был чистый почти всегда, даже за городом, каких-то особых особых проблем при передвижении на BFG AT я не заметил. Зимние шины так и не были куплены, а чем я пожалел с наступлением следующей зимы. Тогда выяснилось, что в снеговой каше, которая часто бывает на городских дорогах зимой, машина, обутая в BF Goodrich AT становится слабо управляемой. Еще хуже она себя ведет, если под снегом есть хоть чуть-чуть льда. Несерьезное, но абсолютно глупое ДТП, в которое я попал “благодаря” такому поведению рассматриваемых шин, и из которого я вышел без потерь только благодаря силовому бамперу впереди, стало последним аргументом в пользу применения зимой специализированных зимних колес вместо “универсальных”.

Резиновая смесь, из которой выполнены AT-шины из низшей и средней ценовых категорий, при холодных температурах становится “дубовой” и качество сцепления с поверхностью значительно ухудшается. Соответственно, машина начинает вести себя, как корова на льду, и не спасает никакой полный привод, и никакая “умная” электроника. Это характерно не только для BFG AT, но и для большинства шин АТ-класса, кроме, пожалуй, таких грандов как ProComp или Mickey Thompson (да и то с большой оговоркой). Состав резиновой смеси, применяемой при изготовлении шин имеет огромное значение. Так, например, шины Cooper Discoverer M+S (на фото), ориентированные на зимнюю эксплуатацию, имеют рисунок протектора, характерный для AT-шин, однако демонстрируют на порядок лучшее поведение зимой, чем подавляющее большинство летних АТ-шин.

Ухудшение поведения АТ-шин в зимний период связано со значительным снижением эластичности резиновой смеси при низких температурах и структурой протектора, не способствующей быстрой самоочистке.
АТ-шины на дорогах.
Выбор внедорожных шин: AT или MT? Ccaff953dd9f1
А это просто плохая грунтовка в лесу (но после двух-трехдневных дождей она может стать труднопроходимой для автомобиля на АТ-шинах):
Выбор внедорожных шин: AT или MT? DSC_0223
Основная причина проблем – быстрое “замыливание” (протектор забивается грязью) и плохие способности к самостоятельной очистке протектора. Проблемы с самоочисткой в сложных условиях характерны для всех колес, имеющий достаточно глубокий протектор, чтобы нагрести внутрь побольше грязи или снега, но при этом слишком маленькое расстояние между элементами рисунка, чтобы забившийся протектор быстро очищался при движении на небольшой скорости. Забитый протектор превращает АТ-шину в гладкий цилиндр, которому не хватает сцепления для продолжения контролируемого движения.

На каменистых и сухих сыпучих грунтах АТ-шины себя проявляют довольно неплохо, т.к. в таких условиях частицы грунта не задерживаются между элементами протектора, но стоит забраться в глину, снег или липкую грязь, как “универсальные” шины теряют все свои бойцовские качества. Для того, чтобы АТ-протектор самостоятельно очищался от забившейся грязи, колесо нужно как следует раскрутить. На практике это означает, что вам нужно проходить препятствия “ходом”, имея запас скорости (что не всегда возможно по объективным причинам), либо активно буксовать, что вскоре приводит к тому, что машина рано или поздно теряет ход и “закапывается”.

На зыбких грунтах, в глине и черноземе АТ-протектору не хватает “зубастости”, чтобы цепляться за дорогу и толкать машину вперед. Стоит колесам покрыться грязью, “замылиться” (а с неглубоким протектором это происходит довольно быстро), как автомобиль теряет ход и превращается в “недвижимость”. У меня бывали случаи, когда “обутый” в BFG AT УАЗ отказывался ехать и бессильно крутил колесами в совершенно безобидных на первый взгляд лужах до тех пор, пока не вмешаешься и не понизишь давление в шинах.

Да, понижение давления в шинах хотя бы до 1 атм существенно повышает вездеходные способности АТ-шин, но не надолго. К тому же езда на спущенных колесах черевата риском разбортироваться. Колесо соскакивает с диска в самый ответственный момент, и вам приходится либо доставать запаску (а ведь далеко не каждый возит с собой запаску того же типа и размера, что и “боевые” колеса), либо приобретать навыки шиномонтажа в полевых условиях. Кстати, при движении в грязи на сниженном давлении между краем диска и закраиной шины часто набивается грязь, которая впоследствии мешает плотному прилеганию покрышки к ободу, что критично для бескамерных шин – они перестают держать давление, да и абразивные воздействия на мягкую закраину еще не добавили долголетия ни одной шине.



Последний раз редактировалось: Hunter (Вт 17 Янв 2012, 10:12), всего редактировалось 2 раз(а)

Hunter

Hunter
Хранитель традиций
Хранитель традиций

Выбор внедорожных шин: AT или MT? Часть 2.
Как известно, самый лучший инструмент – это тот, который “заточен” под решение конкретной задачи. Автомобильные шины не являются исключением. Если ожидается, что ваша машина будет не просто носить гордый титул внедорожника, но еще и регулярно съезжать с асфальта “на волю в пампасы”, то к вопросу подбора резины стоит отнестись серьезно. Благо, что выбор у нас огромный, и любая уважающая себя компания обязательно имеет в своей продуктовой линейке шины, предназначенные для езды “по азимуту”.
Шины класса МТ
Выбор внедорожных шин: AT или MT? Bfg_mt

Выбор внедорожных шин: AT или MT? Hankook_dynapro_mt
Вот типичный представитель шин класса МТ или Mud-Terrain. Это один из бестселлеров российского рынка, произведенный компанией BF Goodrich. По-моему нет ни одного джипера, который бы не знал эти шины, и при словах “хорошая МТ-резина” многие сразу вспоминают именно их. Справедливости ради надо заметить, что BFG MT – не самые выдающиеся покрышки с точки зрения эксплуатационных качеств, и есть резина, показывающая лучшие результаты по “гребучести” на сложной дороге. Однако, BFG стоят относительно недорого, широко распространены (т.е. их легко купить), имеют большое количество типоразмеров (подходят на большинство машин и дисков), хорошо сопротивляются износу, не очень сильно шумят на асфальте, имеют неплохие показатели по управляемости. Одним словом, это “крепкий середняк”, который пусть и не хватает всех звезд с небес, но и не отступает перед сложностями – а что еще надо покупателю, для которого покорение бездорожья – не спорт и не ежедневная работа, а элемент интересной жизни?

BF Goodrich MT имеет только два действительно серьезных минуса: слабая боковина шины и отвратительное поведение в зимних условиях. Слабая боковина – это действительно бич. Я сам видел, как боковина этих шин пропарывается на ровном месте безобидной с виду корягой, попавшейся в колее – очень обидно. В то же время, очень много людей даже не догадывается об этой проблеме и никогда не сталкиваются с ней. Тут все, видимо, зависит от везения и от того, насколько сложны дороги, по которым вы будете ездить. В суровых условиях Goodrich может подвести – это надо иметь в виду.

Плохое поведение BFG MT зимой – снова следствие используемой резиновой смеси. Резина дубеет и становится похожей на пластик, который скользит по обледенелой дороге и укатанному снегу. Если по снежной целине, да на приспущенных колесах ехать еще как-то можно, то вот на трассу и в город на таких шинах лучше не выезжать. Впрочем, будем справедливы, МТ-шины обычно и не позиционируются как пригодные для использования зимой – это, в большинстве случаев, сугубо летняя резина. И пусть вас не вводят в заблуждение отверстия под шипы, как это сделано, например, на Hankook Dynapro MT (RT03) и аббревиатура M+S – это по большей части маркетинговый ход. Помните, что зима в России и зима в большинстве других стран – немного разные вещи. Для зимы существует зимняя резина, имеющая характерный протектор, и изготовленная из специальной смеси, не теряющей своих свойств при низких температурах.
МТ-шины на дорогах
Выбор внедорожных шин: AT или MT? Procomp_xmt
Будем справедливы, шины класса МТ не приспособлены для скоростных заездов по асфальту. Их поведение на шоссе закономерно хуже, чем у АТ-шин. Обратите внимание на протектор всех МТ-шин. Он грубый, глубокий, “зубастый”, с большими расстояниями между элементами. Все это обеспечивает хорошее сцепление в грязи и на слабых грунтах, однако на асфальте такая конфигурация протектора только ухудшает ездовые качества. Из-за ярко выраженных “шашек” и большого расстояния между ними сцепление МТ-шин с асфальтом довольно мало даже по сравнению с рассмотренными ранее АТ-шинами. По той же причине МТ-шины имеют больший тормозной путь (особенно на мокром асфальте). Из-за высокого профиля (что хорошо на бездорожье) такие шины имеют тенденцию к “подламыванию”, что ухудшает поведение машины в поворотах. Ну а про поведение МТ-колес зимой все уже сказано абзацем выше.

“Зубастый” протектор шумит при езде по твердым покрытиям. К тому же, “злые” шины имеют большее сопротивление качению, чем АТ (а про специализированные шоссейные и вовсе умолчим), что приводит к повышенному расходу топлива. МТ-шины, как правило, более жесткие, а это значит уменьшение ездового комфорта. Ну а малое пятно контакта провоцирует повышенный износ резины на асфальте.

Впрочем, “быстрая езда” – понятие относительное. Многие МТ-шины имеют рекомендованный предел скорости и 120, и 140, и даже 160 км/ч, но на больших скоростях машина, обутая в МТ, становится подобна снаряду, направленному к цели. Управлять ей реально, но не комфортно и не всегда безопасно. Обули “злые тапки” – не гоняйте и делайте музыку погромче, чтобы заглушить вой шин (а особо зубастые шины воют, как пикирующий бомбардировщик времен Второй Мировой!)

Кстати, сам я на момент написания статьи ездил летом на Hankook Dynapro MT. Эти колеса на удивление адекватно ведут себя на асфальте, мало шумят и хорошо сопротивляются износу. Конечно, мои стиль езды очень спокойный (местами даже “пенсионерский”), но ведь всем известно, что солидный человек должен ехать медленно, чтобы у окружающих была возможность оценить красоту его машины
МТ-шины на бездорожье
Выбор внедорожных шин: AT или MT? Bogger
Бездорожье – это то, для чего МТ-шины и разрабатывались. Если сравнить две одинаковые машины, обутые в АТ и МТ-шины, то разница будет более чем очевидна. Не зря говорят, что тюнинг машины начинается с установки правильных колес. Там где владелец автомобиля на АТ-шинах будет судорожно “бороться за живучесть судна”, водитель машины на МТ-колесах проедет, практически не заметив препятствия. Когда я сменил BFG AT на Hankook RT03, то обнаружилось, что мой пикап значительно проходимее, чем думалось ранее. Дошло до того, что многие “сложные” места стали проезжаться без каких-либо усилий даже в “недоприводном режиме”, т.е. только на заднем приводе (и это при том, что пикапы имеют легкий “хвост”, что сказывается на проходимости). Езда по “сложным” в моем понимании дорогам сразу потеряла налет приключения, поскольку из сложных они превратились в просто грязные.

Шины с разреженным протектором работают в грязи подобно гребному колесу парохода – машина “плывет” до тех пор, пока хватает сцепления или пока не встретится предательская кочка, на которой машина “развесится”, как убитый фашист на бруствере окопа. Большое расстояние между элементами протектора способствует быстрой самоочистке колеса от грязи, и автомобиль дольше сохраняет ход.

Посмотрите на фотографию. Это резина Super Swamper TSL Bogger, которая относится к разряду экстремальных шин. На таких колесах лучше не выезжать на асфальт (хотя находятся маньяки), т.к. они очень быстро изнашиваются, чрезмерно жесткие и отвратительно управляются на больших скоростях. Но можете себе представить, КАК такое колесо едет в грязи!

Понижение давления в грязевой шине увеличивает проходимость на порядок. Машина становится похожа на танк. Только не следует совершать резких маневров и излишне резко жать на газ – велик шанс разбортироваться. Педалью газа лучше вообще работать аккуратнее, т.к. на слабых грунтах зубастые шины, подобно роторному экскаватору, очень быстро
выкапывают под собой ямы, что приводит к тому, что машина ложится на грунт мостом или всем брюхом.
Что же выбрать: АТ или МТ?
Я бы сказал так: если ваша машина передвигается в основном по асфальту, и основное бездорожье, встречающееся вам – слегка разбитая грунтовка, способная задержать только Nissan Micra или Hyundai Getz , то вам вполне достаточно шин АТ. Если же вы часто ездите на рыбалку, охоту или в путешествия, когда трудно прогнозировать состояние дороги, которая вам встретится (например, экспедиции), то лучшим выбором будет МТ. Если позволяет кошелек, то будет разумно держать в гараже отдельный комплект МТ-резины на дисках, который будет ставиться на машину непосредственно перед сложными заездами, а основное время ездить на АТ. Если вы достаточно авантюрны и никогда не знаете, куда вас занесет завтра, то лучше пользоваться шинами МТ. Но в итоге решать все равно вам, и надеюсь, что данная статья поможет вам сделать выбор.

Что же касается меня, то я летом езжу на МТ-резине – и по асфальту, и за его пределами. Во-первых, я не настолько богат, чтобы иметь по комплекту резины на каждый случай. Во-вторых, я езжу медленно. В-третьих, мне лень “переобувать” машину каждый раз перед поездкой за город и уж тем более лень проводить пол дня в попытках вытащить машину из плевой в общем-то лужи. В-четвертых, машина на МТ-колесах просто лучше выглядит Шум я заглушаю хорошей музыкой, повышенного износа не боюсь (резина все равно стареет и через пару-тройку лет просится под замену вне зависимости от степени из износа), а расход топлива у меня изменился настолько, что этой разницей можно пренебречь.



Koche

Koche
Захожу иногда
Захожу иногда

лучшее АТ, - это МТ !!!!! ))) \m/

ёлыч

ёлыч
Захожу иногда
Захожу иногда

богера однозначно ay

Тимурыч

Тимурыч
Давно я тут
Давно я тут

Для покатушек лучше МТ, но если машинка используется еще и повседневно то лучше конечно АТ,а то слишком быстро сотрутся об асфальт МТешки!!!

http://www.diagnoz4x4.su

Hunter

Hunter
Хранитель традиций
Хранитель традиций

Evgenl200

Evgenl200
Давно я тут
Давно я тут

Про АТ могу сказать со всей уверенностью только одно - ОНА ОДИНАКОВО ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ ВЕЗДЕ. Для каждого грунта и условий, нужна своя резина. В говнах стравленная АТ еще куда не шло, но на гололеде это самоубийство. МТ так же считаю бестолковой резиной. В серьезных говнах, такая же беспомощьная как АТ а на трассе на ней не комфортно. В идеале надо иметь 3 комплекта. XMT для бездорожья, шоссейку для лета, и зимку для зимы.

Hunter

Hunter
Хранитель традиций
Хранитель традиций

Evgenl200 пишет:Про АТ могу сказать со всей уверенностью только одно - ОНА ОДИНАКОВО ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ ВЕЗДЕ. Для каждого грунта и условий, нужна своя резина. В говнах стравленная АТ еще куда не шло, но на гололеде это самоубийство. МТ так же считаю бестолковой резиной. В серьезных говнах, такая же беспомощьная как АТ а на трассе на ней не комфортно. В идеале надо иметь 3 комплекта. XMT для бездорожья, шоссейку для лета, и зимку для зимы.
Полностью согласен!

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения