Подготовка к соревнованию
Готовьтесь к гонке тщательно и заранее. Не собирайтесь на соревнование накануне вечером или ночью, потому что при таком раскладе велик шанс забыть что-то важное. Лучше всего заранее составить список необходимых вещей и оборудования и каждый раз собираться по нему. Зарядите фотоаппарат, переговорные устройства и прочее нуждающееся в зарядке оборудование. Запаситесь батарейками.
Фотоаппарат
Помните, что фотоаппарат для фотофиксации контрольных точек не должен использоваться для фотографирования прочих вещей (пощадите психику и время судей), поэтому, если вы желаете сохранить для памяти природные красоты или то, как пилот пускает слюну, заснув перед стартом — берите для этого второй фотоаппарат.
Еще одна важная вещь — задушите свою жабу и приобретите один раз хороший водонепроницаемый и противоударный фотоаппарат, ведь фото — это единственное чем вы сможете доказать свои результаты, утопить его или разбить в конце гонки — весьма большая плата за непредусмотрительность.
Документы
Распечатайте и возьмите с собою регламент все бюллетени/дополнения к нему и поместите это в непромокаемый конверт, туда же может отправиться корнет или стартовая карточка, если таковые выдаются на соревновании, а также документы. Лично мой паспорт до сих пор носит следы тверских болот, удивляя своим бывалым видом всех, кто его берет в руки.
Любые споры и разногласия с организаторами надо решать на основании документов соревнования и очень удобно, когда они находятся у вас под рукой.
Заранее сохраните себе телефоны организаторов и службы эвакуации. Телефон, кстати, тоже лучше иметь запасной, на тот случай, если ваш разрядится, утонет или разобьется.
Аптечка
Обязательно возьмите аптечку, не для вида и не для тех комиссии, а для себя. Настоящую, полностью укомплектованную.
Вода и еда
Берите с собою в дорогу воду лучше в небольшой таре, так будет удобнее пить в процессе движения, энергетические напитки (если употребляете таковые), минимальный набор еды, которую можно съесть даже когда у вас грязные руки. Мы, например, берем с собою шоколадные батончики. В них много калорий и их можно быстро съесть прямо на ходу.
Все это, а также запасные телефоны, прочие приборы и документы лучше всего держать в герметичном мешке. Опомниться не успеете, как при преодолении очередного брода ваш сухпаёк уплывет как Дед Мазай навстречу к зайцам.
Одежда
Одеваться следует по погоде, но и тут есть предпочтительные вещи. Я давно и сознательно отказался от разных костюмов химзащиты и резиновых забродников в пользу легких и очень удобных так называемых «вейдерсов». Эти комбинезоны так же предназначены для рыболовов, но сделаны из дышащего материала, очень легкие и не сковывают движения.
Кроме самого комбинезона к ним бывают аналогичные курточки, — и вот вы уже готовы плавать в болоте сколько потребуется.
В холодное время года не забудьте надеть под них термобелье. На ноги надевайте все, что вам удобно.
Защитные шлемы
Неважно, в каком классе машин вы выступаете, защитные шлемы будут крайне полезны. Чего только не надевают себе на голову отчаянные ребята, для себя же я давно сделал выбор в пользу шлемов от рафтинга: они недорогие, легкие, прекрасно моются и имеют все необходимое для защиты головы.
Помимо непосредственно защиты они могут нести на себе переговорные устройства типа пилот-штурман, которые работают через технологию Bluetooth.
Поистине переоценить удобство пользования такой связью невозможно. Забудьте про рации, которые вы грязной рукой щупаете в кармане, громогласные крики и многозначительные жесты друг другу. Вы просто говорите друг с другом как будто вы сидите рядом. Это крайне удобно не только в те моменты, когда штурман сайгаком прыгает вокруг машины, но и когда вы едете рядом, ведь больше не придется перекрикивать шум двигателя и трансмиссии.
Навигация
Пользуйтесь любой удобной для вас навигацией, — главное, чтобы она не была единственной. Самые невообразимые вещи могут произойти с приборами во время гонки, поэтому берите 2-3 системы навигации, одну из которых, кстати, очень полезно повесить в прямой видимости пилота. Как говорится одна голова – хорошо, а две – хорошо хорошо.
Не стесняйтесь привлекать рулевого к обсуждению тактики взятия точек — и ему удобнее будет самому видеть, куда и как долго надо ехать. Одним из самых практичных решений является сочетание большой навигации у вас (планшет или ноутбук) и небольшой, размером с телефон, у пилота.
Инструменты и запчасти
Всенепременно имейте в машине запас самых расходных запасных частей и набор инструмента.
Все это надежно закрепите в машине, чтобы не ловить на кочках лбом молоток.
В зависимости от машины комплект деталей может быть различным, но ремни, тосол, масло, предохранители и жизненно необходимые датчики надо иметь. Иногда так грустно слить гонку из-за одной мелочи, ломаться не страшно, страшно не иметь возможности починить небольшие неисправности.
Приезжайте на соревнование заранее
Пусть у вас будет в запасе пара-тройка часов, на то, чтобы без суеты зарегистрировать экипаж, выложить все лишнее, подготовить машину к старту, пройти техническую комиссию. Расслабиться и поболтать с товарищами по несчастью лучше тогда, когда вы полностью готовы к старту. Спешка в штурманском деле это верный залог косяков и упущений.
Внимательно слушайте брифинг! Очень часто в последний момент вводятся какие-то коррективы, получают разъяснения спорные или неоднозначные пункты регламента. Не отмахивайтесь от этой информации — сказанное на брифинге организаторами при отсутствии официального бюллетеня приравнивается к обязательному. Бонусом может идти информация о трассе или намеки на прохождение особенно сложных участков.
Выработайте тактику взятия точек
Перед стартом при наличии контрольных пунктов в вашей навигации выработайте тактику взятия точек, иногда заход на «куст» с неожиданной стороны может дать преимущество перед соперниками. Тяжелые участки зачастую легче проходить первыми, по неразъезженному, в то время как более легкие КП можно отложить на потом, когда тропа к ним будет настолько протоптана, что не потребуется никакого навигатора при определении направления.
Решайте сами по месту, советовать тут сложно, главное чтобы вы представляли себе картину гонки и прекрасно понимали, какой КП будет следующим. Немаловажно отмечать у себя взятые точки, чтобы они не сбивали вас своим присутствием на карте.
Винчевание
Корозащитную стропу лучше одним концом через удавку закрепить на тросе у снования крюка, таким образом, вы будете оборачивать корозащитку вокруг дерева и цеплять крюк за одно свободное ушко. Это существенно сократит время подготовки к лебежению и не потребует устройств типа «шакл». Не имея опыта в этом случае можно повредить коррозащитку.
В случае если приходится много лебедиться с кевларовым тросом, не сматывайте его каждый раз на барабан, а лучше закрепите на капоте резинку, под которую зажимайте свободный остаток троса с крюком. Важно следить за тем, чтобы концы троса не болтались и не попали под колеса. Данный подход позволит вам быстрее быть готовым к применению лебедки, особенно на коротких дистанциях.
Железный трос лучше закреплять на специальных кронштейнах, приваренных к бамперу, или на передней части машины, минус в том, что не видно, как себя «чувствует» железный спаситель, и можно ненароком намотать его на элементы трансмиссии.
Блок и удлинитель троса лучше закрепить в машине в доступном месте, чтобы в случае необходимости можно было быстро до них добраться.
После финиша
После того как вы финишировали, не спешите откушать стакан коньяку на радостях, а лучше самостоятельно проверьте все фотографии КП на предмет правильности взятия, самостоятельно просуммируйте все очки и только потом сдавайте флеш-карту судьям.
Кроме того, сохраните трезвость рассудка до опубликования организаторами предварительных результатов, вполне вероятно, что вам нужно будет отстаивать свой результат посредством подачи апелляции судейской бригаде.
(Из недров интернет паутины!)
Готовьтесь к гонке тщательно и заранее. Не собирайтесь на соревнование накануне вечером или ночью, потому что при таком раскладе велик шанс забыть что-то важное. Лучше всего заранее составить список необходимых вещей и оборудования и каждый раз собираться по нему. Зарядите фотоаппарат, переговорные устройства и прочее нуждающееся в зарядке оборудование. Запаситесь батарейками.
Фотоаппарат
Помните, что фотоаппарат для фотофиксации контрольных точек не должен использоваться для фотографирования прочих вещей (пощадите психику и время судей), поэтому, если вы желаете сохранить для памяти природные красоты или то, как пилот пускает слюну, заснув перед стартом — берите для этого второй фотоаппарат.
Еще одна важная вещь — задушите свою жабу и приобретите один раз хороший водонепроницаемый и противоударный фотоаппарат, ведь фото — это единственное чем вы сможете доказать свои результаты, утопить его или разбить в конце гонки — весьма большая плата за непредусмотрительность.
Документы
Распечатайте и возьмите с собою регламент все бюллетени/дополнения к нему и поместите это в непромокаемый конверт, туда же может отправиться корнет или стартовая карточка, если таковые выдаются на соревновании, а также документы. Лично мой паспорт до сих пор носит следы тверских болот, удивляя своим бывалым видом всех, кто его берет в руки.
Любые споры и разногласия с организаторами надо решать на основании документов соревнования и очень удобно, когда они находятся у вас под рукой.
Заранее сохраните себе телефоны организаторов и службы эвакуации. Телефон, кстати, тоже лучше иметь запасной, на тот случай, если ваш разрядится, утонет или разобьется.
Аптечка
Обязательно возьмите аптечку, не для вида и не для тех комиссии, а для себя. Настоящую, полностью укомплектованную.
Вода и еда
Берите с собою в дорогу воду лучше в небольшой таре, так будет удобнее пить в процессе движения, энергетические напитки (если употребляете таковые), минимальный набор еды, которую можно съесть даже когда у вас грязные руки. Мы, например, берем с собою шоколадные батончики. В них много калорий и их можно быстро съесть прямо на ходу.
Все это, а также запасные телефоны, прочие приборы и документы лучше всего держать в герметичном мешке. Опомниться не успеете, как при преодолении очередного брода ваш сухпаёк уплывет как Дед Мазай навстречу к зайцам.
Одежда
Одеваться следует по погоде, но и тут есть предпочтительные вещи. Я давно и сознательно отказался от разных костюмов химзащиты и резиновых забродников в пользу легких и очень удобных так называемых «вейдерсов». Эти комбинезоны так же предназначены для рыболовов, но сделаны из дышащего материала, очень легкие и не сковывают движения.
Кроме самого комбинезона к ним бывают аналогичные курточки, — и вот вы уже готовы плавать в болоте сколько потребуется.
В холодное время года не забудьте надеть под них термобелье. На ноги надевайте все, что вам удобно.
Защитные шлемы
Неважно, в каком классе машин вы выступаете, защитные шлемы будут крайне полезны. Чего только не надевают себе на голову отчаянные ребята, для себя же я давно сделал выбор в пользу шлемов от рафтинга: они недорогие, легкие, прекрасно моются и имеют все необходимое для защиты головы.
Помимо непосредственно защиты они могут нести на себе переговорные устройства типа пилот-штурман, которые работают через технологию Bluetooth.
Поистине переоценить удобство пользования такой связью невозможно. Забудьте про рации, которые вы грязной рукой щупаете в кармане, громогласные крики и многозначительные жесты друг другу. Вы просто говорите друг с другом как будто вы сидите рядом. Это крайне удобно не только в те моменты, когда штурман сайгаком прыгает вокруг машины, но и когда вы едете рядом, ведь больше не придется перекрикивать шум двигателя и трансмиссии.
Навигация
Пользуйтесь любой удобной для вас навигацией, — главное, чтобы она не была единственной. Самые невообразимые вещи могут произойти с приборами во время гонки, поэтому берите 2-3 системы навигации, одну из которых, кстати, очень полезно повесить в прямой видимости пилота. Как говорится одна голова – хорошо, а две – хорошо хорошо.
Не стесняйтесь привлекать рулевого к обсуждению тактики взятия точек — и ему удобнее будет самому видеть, куда и как долго надо ехать. Одним из самых практичных решений является сочетание большой навигации у вас (планшет или ноутбук) и небольшой, размером с телефон, у пилота.
Инструменты и запчасти
Всенепременно имейте в машине запас самых расходных запасных частей и набор инструмента.
Все это надежно закрепите в машине, чтобы не ловить на кочках лбом молоток.
В зависимости от машины комплект деталей может быть различным, но ремни, тосол, масло, предохранители и жизненно необходимые датчики надо иметь. Иногда так грустно слить гонку из-за одной мелочи, ломаться не страшно, страшно не иметь возможности починить небольшие неисправности.
Приезжайте на соревнование заранее
Пусть у вас будет в запасе пара-тройка часов, на то, чтобы без суеты зарегистрировать экипаж, выложить все лишнее, подготовить машину к старту, пройти техническую комиссию. Расслабиться и поболтать с товарищами по несчастью лучше тогда, когда вы полностью готовы к старту. Спешка в штурманском деле это верный залог косяков и упущений.
Внимательно слушайте брифинг! Очень часто в последний момент вводятся какие-то коррективы, получают разъяснения спорные или неоднозначные пункты регламента. Не отмахивайтесь от этой информации — сказанное на брифинге организаторами при отсутствии официального бюллетеня приравнивается к обязательному. Бонусом может идти информация о трассе или намеки на прохождение особенно сложных участков.
Выработайте тактику взятия точек
Перед стартом при наличии контрольных пунктов в вашей навигации выработайте тактику взятия точек, иногда заход на «куст» с неожиданной стороны может дать преимущество перед соперниками. Тяжелые участки зачастую легче проходить первыми, по неразъезженному, в то время как более легкие КП можно отложить на потом, когда тропа к ним будет настолько протоптана, что не потребуется никакого навигатора при определении направления.
Решайте сами по месту, советовать тут сложно, главное чтобы вы представляли себе картину гонки и прекрасно понимали, какой КП будет следующим. Немаловажно отмечать у себя взятые точки, чтобы они не сбивали вас своим присутствием на карте.
Винчевание
Корозащитную стропу лучше одним концом через удавку закрепить на тросе у снования крюка, таким образом, вы будете оборачивать корозащитку вокруг дерева и цеплять крюк за одно свободное ушко. Это существенно сократит время подготовки к лебежению и не потребует устройств типа «шакл». Не имея опыта в этом случае можно повредить коррозащитку.
В случае если приходится много лебедиться с кевларовым тросом, не сматывайте его каждый раз на барабан, а лучше закрепите на капоте резинку, под которую зажимайте свободный остаток троса с крюком. Важно следить за тем, чтобы концы троса не болтались и не попали под колеса. Данный подход позволит вам быстрее быть готовым к применению лебедки, особенно на коротких дистанциях.
Железный трос лучше закреплять на специальных кронштейнах, приваренных к бамперу, или на передней части машины, минус в том, что не видно, как себя «чувствует» железный спаситель, и можно ненароком намотать его на элементы трансмиссии.
Блок и удлинитель троса лучше закрепить в машине в доступном месте, чтобы в случае необходимости можно было быстро до них добраться.
После финиша
После того как вы финишировали, не спешите откушать стакан коньяку на радостях, а лучше самостоятельно проверьте все фотографии КП на предмет правильности взятия, самостоятельно просуммируйте все очки и только потом сдавайте флеш-карту судьям.
Кроме того, сохраните трезвость рассудка до опубликования организаторами предварительных результатов, вполне вероятно, что вам нужно будет отстаивать свой результат посредством подачи апелляции судейской бригаде.
(Из недров интернет паутины!)